В Москве сегодня начинают рассматривать дело против обвиняемых в терроризме после прошлогодней атаки на подмосковный «Крокус Сити Холл», где погибли 147 человек.
Судят 19 человек: четверых предполагаемых исполнителей и 15 «пособников» — вплоть до владельца квартиры, в которой жили обвиняемые.
Следствие собрало две версии произошедшего в одну и пытается доказать, что нападение организовала группировка «Исламское государство — Вилаят Хорасан»*, но в то же время — при участии иностранных спецслужб и «в интересах высшего руководства Украины».
Организаторы атаки до сих пор не найдены, передает корреспондент Tizgin.kz ссылкой на ВВС на русском.
Четверо «главных»
Четверо главных обвиняемых — выходцы из Таджикистана: Далерджон Мирзоев, Саидакрами Рачабализода, Шамсидин Фаридуни и Мухаммадсобир Файзов. Старшему из них — чуть больше 30 лет, младшему — едва за 20.
Чуть больше года назад, ближе к восьми вечера, в Красногорске зрители занимали свои места в «Крокус Сити Холле», где должен был начаться концерт группы «Пикник». В это же время к павильону № 14 выставочного центра «Крокус Экспо» подъехал автомобиль. Из него вышли четверо вооруженных мужчин — по версии следствия, ими были Мирзоев, Рачабализода, Фаридуни и Файзов. Они сразу начали стрельбу — сначала по охране и посетителям на входе. Им не оказали сопротивления, и они без труда добрались до концертного зала, где открыли огонь по публике и подожгли кресла.
Атака длилась всего 18 минут. Уже в 20:15 нападавшие покинули место преступления. Пламя стремительно охватило здание. В результате нападения, по официальным данным, погибли 147 человек, еще более 300 пострадали, трое пропали без вести. Нападение стало одним из самых смертоносных в новейшей истории России — по числу жертв трагедия уступает лишь захвату школы в Беслане в 2004 году.
По версии следствия, 31-летний Мирзоев стал одним из ключевых участников атаки и действовал по указанию скрывающихся за границей организаторов. Единственный факт из его биографии, который может указывать на возможную радикализацию, — несколько лет назад его брат уехал в Сирию воевать на стороне «Исламского государства»* и погиб.
Автор фото,Mikhail Tereshchenko/TASS
У троих старших обвиняемых есть семьи. Сами они трудились на простых работах — в такси, на заводе и на стройке. Младший из четверки — 20-летний Мухаммадсобир Файзов работал барбером в Ивановской области, отправляя деньги семье в Таджикистан. В материалах дела говорится, что его старший брат был посредником между исполнителями и организаторами, но на скамье подсудимых его нет — он объявлен в розыск, адвокат потерпевших считает, что Файзов-старший скрывается в Турции.
К делу привлекли еще два десятка человек, которых правоохранительные органы называют пособниками. Некоторые из них все еще в розыске, еще несколько арестованы за границей.
Официальное обвинение звучит так: двое организаторов нападения и неустановленные лица создали на территории России три ячейки группировки «Вилаят Хорасан»*, вовлекли в них остальных обвиняемых, апеллируя к их религиозным чувствам, и дали указание совершить теракт в Москве.
15 «помощников»
Два человека — Хусен Медов и Джабраил Аушев из Ингушетии — обвиняются в переделке охолощенного оружия в боевое. Роль пятерых — Шахромджона Гадоева, Зубайдулло Исмоилова, Хусейна Хамидова и братьев Умеджона и Мустакима Солиевых — якобы заключалась в том, что они доставляли автоматы и боеприпасы исполнителям. Их задержали в Дагестане вскоре после нападения на концертный зал.
Еще четверо обеспечивали остальных деньгами, говорится в обвинительном заключении.
Например, Якубджони Давлатхон Юсуфзода, нелегально работавший на стройке отец троих несовершеннолетних детей, обвиняется в том, что перечислил деньги для оплаты квартиры, которую сняли другие обвиняемые.
Назримад Лутфуллои якобы переводил деньги других обвиняемых из криптовалюты в рубли. А 22-летний Джумахон Курбонов обеспечивал «участников организованной группы средствами телекоммуникационной связи и их систематической оплатой».
В этой же группе — Мухаммад Зоир Шарипзода. Детали его участия в СМИ не раскрываются, но, по версии следствия, он также обеспечивал других участников деньгами.
Юсуфзода, Лутфуллои и Шарипзода частично признали свою вину.








